Статья: Перевод земельных участков в другую категорию земель
Перевод земельных участков в другую категорию земель
Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ категория земель – это характеристика, которая определяет целевое назначение земель. По целевому назначению все земли в Российской Федерации делятся на 7 категорий:
• земли сельскохозяйственного назначения,
• земли населенных пунктов,
• земли промышленности и иного специального назначения,
• земли особо охраняемых территорий и объектов,
• земли лесного фонда,
• земли водного фонда,
• земли запаса.
Поскольку других категорий земель законом не предусматривается, то любой земельный участок, расположенный на территории Российской Федерации, сформированный на землях какой-либо конкретной категории, должен использоваться только в целях, предусмотренных данной категорией земель (см. кадастровый паспорт и постановление Администрации субъекта). Так, например, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ) и по этой причине не могут использоваться для строительства и размещения промышленных объектов. В свою очередь, на землях промышленности не может осуществляться жилищное строительство. На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
В финансово-хозяйственной деятельности субъектов права может возникнуть необходимость изменить целевое назначение земельного участка, сформированного из земель конкретной категории (например, для понижения налогообложения).
Это возможно только переводом земельного участка в другую категорию земель.
При переводе земельного участка в другую категорию земель собственник или арендатор сталкивается с целым рядом трудностей, в основном административных барьеров.
Первая, состоит в определение органа, полномочного принимать решение о переводе земель в другую категорию. В Земельном кодексе РФ, эти органы названы обобщенно: исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. На деле же полномочия по рассмотрению ходатайств о переводе земель и подготовке принятие решения высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования возлагаются на различного рода комиссии, комитеты, департаменты и т.д., так что определить такой уполномоченный орган можно только проанализировав местное законодательство соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Вторая трудность заключается в определении состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель (земельного участка) в другую категорию. Общий состав документов, предусмотренный ст. 2 закона № 172-ФЗ, уточняется федеральными законами, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации применительно к конкретной категории земель.
В итоге процедура перевода земель (земельного участка) в другую категорию представляет собой достаточно сложную юридическую задачу, требующую от ее исполнителей глубоких профессиональных знаний земельного, градостроительного, лесного, муниципального и иных отраслей права.
Процедура перевода земельного участка в другую категорию может занимать более 3-х месяцев.
08.12.2023
По всем вопросам обращаться по телефону: +7 (951) 444-73-38